Как дизайнеру на фрилансе построить свой личный бренд?
На своем примере расскажу наиболее важные этапы на этом непростом пути.
Как перейти на фриланс, с чего начать, как искать клиентов, как организовать свое время? Все это я проходил сам и в сжатой форме расскажу читателем в этой статье.
Я занимаюсь графическим печатным дизайном, брендингом, упаковкой и иллюстрациями. На этом примере и расскажу о своем опыте. Этот опыт может быть полезен и другим творческим профессиям. Если вы планируете создать свой личный бренд и перейти на фриланс, то статья в любом случае будет интересна.
Что дает построение личного бренда?
Начать хотелось бы с того, чтобы определить, а что вообще дает фриланс и зачем дизайнеру создавать свой личный бренд?
Для меня на этот вопрос есть очевидный ответ: «Фриланс и личный бренд дают новые степени свободы». Какие именно? Разберем этот тезис подробнее.
Личный бренд - это новые степени свободы:
Рассмотрим более подробно, какие новые степени свободы мы получаем создавая свой личный бренд при переходе на фриланс.
Это новые степени свободы, которых нет при работе в компании. Но это и новые степени ответственности. Хорошо это или плохо - каждый решит для себя.
Как сделать переход к созданию личного бренда дизайнеру?
Начать, в любом случае, лучше с учебы. Курсы, тренинги, классическое образование - это каждый решит для себя. Но основная база знаний должна быть получена, иначе получить заказы будет невозможно.
Первый вариант перехода.
Учеба - Создание личного бренда.
Этот вариант считаю более сложный, так как после учебы вы не получаете практического опыта и сразу погружаетесь в работу с клиентами. По ходу будете набивать шишки и учится. Учеба дает знания, но не опыт. Так что опыт придется получать сразу в процессе реальной работы, и тут скорее всего, будут сложности с пониманием клиентов, рабочих процессов, времени, бюджетов и тп.
Второй вариант перехода.
Учеба - Работа в компании (или стажировка) - Переход к личному бренду.
Я прошел именно этот пусть. После учебы я работал 6 лет в дизайн студиях и рекламных агентствах города Москвы. Именно в этот период получил огромный опыт, понимание всех рабочих процессов, связи, портфолио. Дальше перешел к работе на себя, вышел на фриланс и начал строить личный бренд. Считаю переход более качественным и рекомендую придерживаться такого подхода.
Как стать востребованным при построении личного бренда?
Это большой раздел, который я разобью на несколько подразделов. Начну с наиболее важного раздела для дизайнера - это портфолио.
Портфолио.
Важно определить свою специализацию, стать в ней экспертом, сформировать портфолио. Не стоит хвататься сразу за несколько направлений, а лучше сосредоточится на одном или двух, и именно эти работы показать в портфолио.
Если вы только закончили учебу, то в портфолио можно показать работы созданные в ходе обучения, участия в конкурсах, или самостоятельно создать проект и разместить его в портфолио. Со временем портфолио должно пополняться реальными проектами, которые созданы по заказам разных клиентов.
Если вы придете устраиваться на работу в дизайн студию, то будет достаточно с десяток хороших работ в портфолио, чтобы вас взяли на работу. Но при создании личного бренда вам потребуется показать значительно больше работ, чтобы привлечь значительно больше клиентов. Портфолио фрилансера должно быть разнообразно в рамках специализации. Нужно показать работу среднего и высокого уровня исключив совсем слабые работы.
Важно показать, что вы можете решать совершенно разные задачи, работать в разном стиле и подстраиваться под задачи разных клиентов. Иногда, я даже имел два сайта с разными портфолио, так как занимался дизайном упаковки и иллюстрациями. Это потребовало создания двух разных сайтов для привлечения разных клиентов. А кто то даже придумывает себе второй псевдоним, чтобы создать второе портфолио в другом стиле или в другой специализации. При создании портфолио важно быть находчивым и максимально расширять список своих работ, но оставаться экспертом в выбранной области.
Поиск клиентов.
Важно знать - клиенты не придут сами! В первые месяцы перехода на фриланс, большую часть дня я тратил не на работу, а на поиски клиентов.
Сначала будет сложно, но по мере формирования своей клиентской базы вы будите меньше искать клиентов и больше выполнять непосредственно свою работу. Важно понять, что клиентов нужно будет искать всегда, теперь это часть работы.
На первом этапе я пользовался всеми доступными способами и дальше определял наиболее эффективные для себя. Ниже перечислю основные способы привлечения клиентов:
Как итог, продвижения не бывает много, делаем все на что хватает сил. Пусть клиентов будет много, а выбрать из них лучших для себя уже не проблема.
Общение с клиентами.
Важно поддерживать связь с клиентами. Не пропадать во время работы над проектом. Быть всегда на связи. Покажите, что вы доступны для общения в рабочее время, а во время отдыха нет. Определите комфортные для себя рамки общения с клиентами и следуйте им.
По мере формирование своей клиентской базы, важно не забывать своих клиентов. Периодически напоминайте о своей работе. Демонстрируйте свою активность, новые работы в портфолио или просто поздравьте с праздником. Про вас не забудут.
Используйте все удобные способы связи: телефон, почта, мессенджеры, и такой древний и забытый способ как личные встречи (наиболее эффективный контакт - это личный).
Планирование.
Что же придется планировать если вы все еще хотите создать личный бренд?
Рабочий день.
Важно в течении рабочего дня определить для себя активное время и время для отдыха. Не забыть про обед и перерывы на кофе / чай. А так же вовремя выключить компьютер в конце рабочего дня, чтобы успеть отдохнуть и восстановиться к следующему. Работая на себя, возникает желание поработать еще немного или успеть срочное, но иногда это лучше перенести на завтра.
Финансы.
Работая на себя, важно не забывать про финансовую часть вашего бренда. Если вы не будите зарабатывать, то и личный бренд построить не получится.
Не сразу, но довольно скоро вам потребуется зарегистрировать себя как ИП (Индивидуальный предприниматель), разобраться с уплатой налогов и других отчислений. Регистрировать ИП сейчас не сложно, но это важно. Все крупные компании с хорошими бюджетами первым делом поинтересуются есть ли у вас ИП. Никто не хочет платить наличными или частными переводами. Важно не просто сделать работу, но и официально оформить её. Стоит узнать больше о том как регистрировать ИП или обратиться в фирмы, которые помогут вам в этом.
На проем этапе, работая с клиентом по небольшим заказам, возможно вы сможете рассчитаться наличными или переводом.
На втором этапе клиент может самостоятельно оформить вас на разовую работу, но это мало кто любит делать, работодателю это не выгодно.
Рано или поздно вы придете к тому, что потребуется открыть свое ИП и самостоятельно заняться своим финансами и налогами.
Не стоит бояться этого шага. Это сильно расширит список компаний с которыми вы сможете работать.
Развитие.
Уйдя на фриланс, мы в какой-то степени изолируем себя. Меньше общаемся с коллегами в своей профессиональной области. Важно оставаться в курсе трендов, технологий и профессионально развиваться. Многие компании отправляют своих работников на курсы или стажировки, но теперь вы должны делать это самостоятельно.
Итог.
Как создать личный бренд дизайнеру и как стать востребованным?
Спасибо, что читали.
Успехов в делах и вдохновения в творчестве!